Блог

Архитектурные стили и художественная ковка

Каждый архитектурный стиль по-своему строил свои отношения с художественным металлом. Эпоха модерна – золотое время для кузнечного дела, его звёздный час, когда почти исчезли пределы проявления ремесленной виртуозности, границ поиска в разнообразии приёмов.

И беспрецедентная эффективность готовых вещей, встроенных в изощрённый и изысканный архитектурный контекст, обеспечила успех и внимание к художнику по металлу. Это была эпоха в искусстве, когда художник-кузнец оказался как никогда раньше свободен в своих фантазиях; она представила архитектурную ковку – лестницы, перила, решётки – как драгоценное украшение на теле здания, зачастую определяющее его обаяние и облик. Сложные изгибы растительных орнаментов и жёсткие геометрические композиции, обращение к народным мотивам и изящные фантазии декаданса – всё это разнообразие пластических приёмов повело за собой развитие приёмов технических.

Востребованность в кованом декоре характерна и для других больших стилей. Архитектуру классицизма и барокко нельзя представить без металлических элементов. С другой стороны, рисунок, взятый за основу композиции ограждения или решётки, является точным знаком, определяющим эпоху.

Но чёткий и строгий ритм классического стиля или динамичная насыщенность деталями барокко – лишь формальные признаки, по которым художник строит композицию.

Если общая идея интерьера или экстерьера дома ориентирована на более или менее чёткие стилевые приоритеты, то художник вынужден вступать в игру со временем. Потому что стиль – это всегда обращение к конкретной эпохе.

Сочетание стилевых и индивидуальных граней работ художников по металлу

Кованая корзинаОчень часто обаяние композиций художника по металлу кроется в гармонии контрастов воздушных растительных мотивов и подчёркнутой массивности кованых форм. Оригинальность и разнообразие нестандартных приёмов обработки рождают невероятно лёгкие, живописные, непредсказуемые композиции-экспромты, выросшие из стиля модерн, но абсолютно современные по восприятию.

Художнику по металлу приходится искать пространство для реализации своей художественной идеи внутри стилевых рамок. С этим ничего не поделать: это искусство, подчинённое архитектуре. И талант художника проявляется там, где он остаётся свободным, не выходя из этих пределов.

Многие мастера строго соблюдают границы стилей, находя внутри этих границ поле для творчества. Сложнейшие фантазии модерна или строгий ритм ампира в произведениях таких художников несут интонации современного и индивидуального пластического языка. Строгое соответствие рисунка ковки и её фактурных особенностей требованиям архитектурного контекста и специфики интерьера – непременное свойство многих работ. Наряду с этим у многих мастеров есть свой собственный, узнаваемый творческий почерк, основанный на использовании в одном произведении самых разнообразных приёмов художественной обработки металла.

Чем схожи и в чём различие между ковкой и живописью художника?

Кованый витражКисть в руке художника является продолжением его руки, мысли и чувств творца. А мазки – есть выражение внутренней свободы его. С ковкой кузнецов всё несколько иначе. Металл сопротивляется, и творчество художника по металлу есть преодоление этого сопротивления с целью придания образа, задуманного творцом.

Казалось бы, конечный результат схож, однако пути различны.

И вопрос мастерства заключается в том, как это преодоление живёт в готовом произведении. Обращаясь в невесомую податливость, оно может становиться своей противоположностью. А может застыть внушительным и массивным грузом, демонстрируя и даже подчёркивая основательность объекта. В некоторых случаях может выстроиться чётким ритмом, легко игнорируя всякую видимую материальность.

У каждого мастера художественной ковки свой стиль. Работам многих истинных художников присуща тонкая графика рисунка, трепетные линии, создающие архитектуру в пространстве и заставляющие забыть о тяжести рождения металлического узора. В изделиях этих мастеров металл не просто приобретает необычайную лёгкость, невесомость – он парит в пространстве, заставляя наше сознание полностью игнорировать, не замечать хитрые технические приёмы. Ансамбль рисунка выстраивается таким образом, что соблюдение баланса по преодолению земного притяжения просто остаётся незамеченным глазу обывателя.

Что такое ковка, художественная ковка?

Кованая птицаКовка известна с доисторических времён, и до сих пор является ремеслом. Однако в последнее время ковка приобрела новые качества – сейчас мы воспринимаем её как искусство. С элементами выразительности и изящества. И само слово «кузнец» несёт теперь несколько иной смысл, оно перестало просто обозначать название профессии, т.к. кузнечное ремесло перестало быть необходимым элементом повседневности.

В наш прогрессивный век конечно же можно легко обойтись без кованых вручную изделий. Но чем изощрённее научный прогресс, тем сильнее некоторая элитарная часть общества тянется к рукотворному искусству и проявлению творческой индивидуальности. Вот тут как раз металл в состоянии проявить себя в лучшем свете. Ведь как бы сложна ни была задумка художника, этот твёрдый по сути, но податливый в умелых руках, материал способен передать весь замысел и глубокую суть произведения.

Мастеров ковки сейчас справедливо величают «художниками по металлу», и именно в таком статусе возможно сохранение многовековых традиций и опыта. Ведь именно в этом виде изобразительного искусства слились воедино самые различные грани и функции мастерства и эстетики.